Это один из самых распространенных барьеров на пути многих. Сделать первый шаг — очень страшно. Неизвестность, опасность, страх ошибки и осуждения. Но все мы знаем — дорога всегда будет возникать под нашими ногами. Поэтому предлагаю посмотреть на самые распространенные страхи предпринимателей для старта своего дела, обнаружить свой и найти к нему подход.
Я боюсь (провала, неудачи, обесценивания, оценки, конкуренции, неуспешности)
Мы всегда боимся — это нормально. Страх — естественный регулирующий механизм. На минуту остановитесь и подумайте, вспомните ситуацию, когда вам было страшно, вы хотели ничего не делать, чтобы не совершить ошибку и не зафейлить что-то — а потом все же сделали. А потом вспомните ситуацию провала. И как вы реагировали, и какие выводы сделали, и как стали бы действовать в такой ситуации снова. Весь опыт — он наш и он ценен. Благодаря ему мы растем и становимся такими, какие есть. Бояться — не повод не делать, но повод проанализировать — чего я боюсь, так ли это страшно и мой ли это страх.
Я не знаю, что меня ждет, боюсь неизвестности
Это норма жизни — мы не знаем, что нас ждет. Жизнь — задача со множеством неизвестных. Но взять часть из них в свои руки, если хочется — почему нет?
Я не умею продавать. — Каждый из нас не умеет многое. Далеко не каждому дано стать гениальным продавцом своих товаров и услуг. Могу вас обрадовать — результаты, отзывы и качественная работа продают за вас. Да, вы не сможете без продаж бесконечно масштабироваться — но для старта, для первых шагов этих трех составляющих вам будет вполне достаточно.
Плохо разбираюсь в процессах
Сейчас очень много базовых курсов, простых мануалов и книг для того, чтобы разобраться. А еще вы можете найти в своем окружении человека, который пробовал делать свой проект, или делает его сейчас — и он расскажет вам о нюансах и подводных камнях. У каждого из нас в одном-двух рукопожатиях есть такие люди, причем совершенно разного масштаба проектов и бизнеса. Осталось выбрать и договориться о беседе.
Нет денег на зарплаты
В начале вам не нужен штат сотрудников Свою первую конференцию мы сделали вдвоем, наняв специалистов на локальные задачи из заработанного и совсем немного потратив из личных денег. На старте, пока вы тестируете гипотезы и идеи, вам нужны вы, ваша вера в идею и ваши знания и желание их применить и масштабировать.
Нет идей
А вам точно нужен свой бизнес? Делать из состояния «все побежали и я побежал» — утопия. Попробуйте найти партнера с идеями, поработать в его проектах, потестировать себя в предпринимательстве. Не надо вымучивать из себя идеи — они только тогда будут жить и развиваться, когда рождаются сами.
Я боюсь оценки, критики и чужих мнений
Любая обратная связь ценна и важна — в уважительной, конструктивной форме и по запросу. Их не нужно бояться — и даже в негативных отзывах есть огромное пространство для роста и развития. Если же оценки токсичны, критика обесценивает, а чужое мнение не несет ценности — их можно игнорировать. Это прекрасный тренинг на выстраивание личных границ, который никогда нельзя пройти до конца.
Много идей
Выбирайте одну — самую классную. В построении своего бизнеса, особенно на старте, распыление сразу на несколько направлений — опасная история, велик риск провалиться сразу по всем фронтам.
Не знаю, где брать первые деньги на старт
Накопите, вложите свои, сделайте MVP (минимально жизнеспособный продукт) с минимумом вложений. Дальше смотрите на динамику и развитие, вкладывайте из прибыли. Не берите займы и кредиты на старт проектов, заклинаю. Кредиты и инвестирование можно искать только под масштабирование прогнозируемого проекта.
У меня синдром самозванца
Начните с малого. Сделайте это великолепно. Присвойте себе эту победу. И так, микрошагами, вы придете к развитию без страха — продолжая присваивать каждый. Вы имеете право и опыт создать крутой продукт, уверена в этом.
Боюсь конкурентов
Рынок большой, всем хватит. Растите клиентский сервис, превосходите ожидания, анализируйте рынок и конкурентов, ищите чем вы можете быть круче. Постоянно, неустанно улучшайтесь и никогда не останавливайтесь. Тогда бояться будут вас. Но, вообще, конкурентов бояться не надо. С ними надо соревноваться и побеждать (экологично и честно).
Я не знаю, с чего начать
Начните с малого и почти незаметного — опишите свое дело и себя в нем. Какое оно. Что вы делаете. С кем вы это делаете. Кто у вас покупает. Что вы транслируете. Какие ваши ценности. Покажите тем, кто поймет, поможет советом. Простройте путь проекта. Тестируйте.
Я новичок, никто не будет у меня покупать/мне платить
Платят не новичку/старичку. Платят за качество, уникальность, сервис, честность, решение задачи, снятие боли. Подумайте в эту сторону.
Все уже придумали до меня
А нот всего 7 — но уже много столетий из них рождается гениальная и разная музыка. Букв 33 — но книги пишутся, и они прекрасны (не все). Забудьте эту мысль просто, она глупая.
Боюсь бросить старое, чтобы начать новое
Не бросайтесь в новое, обрубив все концы. Даже выходя в открытый космос, астронавт соединен с кораблем. Не уходите с основной работы, пока вы тестируете гипотезы и делаете первые шаги. Понимайте, что будет давать вам ресурс, тыл и опору до того, как решите обнулиться. Будьте осторожны и последовательны. Не спешите.
Я уже два года оттачиваю свою идею
Хватит точить, скоро от вашего карандашика ничего не останется — в то время, как ваши так называемые «конкуренты» (коллеги по рынку) выкатывают в мир свои MVP и работают над улучшениями в процессе, на основании обратной связи, реакций покупателей и анализа рынка и продукта/проекта.