Поговорим о том, чем плохи бесплатные услуги и бесплатная работа.
Сегодня получила очередное типовое сообщение. Я получаю такие сообщения часто, услуги мне предлагают самые разные — и я всегда отвечаю одинаково.
Почему я выступаю против бесплатных услуг?
- Мне ничего неизвестно об исполнителе. Если он оказывает услуги бесплатно — он новичок и у него пока недостаточно оснований брать деньги за свою работу. Если он новичок — я не найду отзывов, мне не у кого попросить обратную связь на него. Получается такой бесплатный — но «кот в мешке».
- Если человек новичок в каком-то деле — у него, скорее всего, недостаточно практического опыта — и на проектах моего уровня это может пагубно сказаться на результате, принести мне ущерб, убытки, потери. Я этого не хочу, и стараюсь работать с профессионалами. Они совсем необязательно публичны, но при этом я уверена в качестве их работы. И да, профессионал может стоить дороже среднерыночной цены — это нормально и я понимаю, что это окупится. Я уже теряла многое — деньги, товарные знаки, подрядчиков — потому что обращалась на начальных этапах к непрофессионалам.
- Если человек предлагает услугу бесплатно — он неопытен, у него мало клиентов, нет (или недостаточно) кейсов. Он, скорее всего, таким образом нарабатывает портфолио и базу. Чем вы заметнее на рынке — тем вы как «кейс» будет ценнее для начинающего исполнителя. Может быть даже, что для простых клиентов у него есть прайс (пусть невысокий — но он берет деньги за свою работу), а с вами он готов поработать бесплатно за отзыв/строчку в портфолио. Это хороший путь, но трижды подумайте, нужно ли это вам.
- Я привыкла платить за работу. Я покупаю товары и услуги, я крайне редко прошу скидки, я покупаю то, что делают мои друзья, по тем ценам, которые они озвучивают (и люблю, когда они так же относятся к тому, что продаю я). Мне так комфортнее, понятнее, проще и честнее. Причем это касается как оферт, так и массажа, и вообще чего угодно.
- Если мне дали что-то бесплатно — это нарушает баланс «брать-давать», а он важен для меня, и чтобы его восстановить, получается, теперь я оказываюсь должна человеку что-то (отзыв, рекомендацию, нативку, свой продукт). Честно — мне намного проще заплатить за услугу, не думая как отплатить, достаточно ли равноценно, как мне теперь написать хороший пост про него. нет-нет, я лучше деньгами. Это здорово сохраняет мое время и ресурс.
- Если я плачу человеку — у меня появляются основания спрашивать с него со всей своей клиентской строгостью. А я люблю получать ожидаемое, просить улучшить, сделать максимально круто. Не уверена, что «бесплатный» исполнитель будет готов на бесконечные правки, которые в случае платной услуги просто и понятно тарифицируются.
- На платные услуги намного проще (даже психологически) заключить договор. А договор — это залог спокойствия и гармонии между подрядчиком и клиентом, как мы все знаем. Люблю договоры.
Все вышесказанное, конечно, не значит, что если эта же девушка придет ко мне и скажет, что «сильнодействующая» (это как??) оферта у нее стоит 10 000 рублей, я тут же с радостью ее оплачу. Все равно при выборе подрядчика я буду опираться на отзывы, инфополе, общих знакомых и рекомендации.
Когда и кому имеет смысл согласиться на бесплатную услугу?
- Если у вас нано-бизнес, тест какой-то работы, нет бюджета на оплату услуг специалиста, вы просто аккуратно пробуете что-то новое для себя и не хотите рисковать деньгами
- Если у вас нет иллюзий и вы понимаете, что вероятность успеха или провала того, что вам предлагают — 50/50
- Если вы знаете исполнителя, уверены что он точно ответственный и работу свою делает качественно, пусть и пока на том уровне, который кому-то более искушенному покажется недостаточным
- Если понимаете, что у вас есть какой-то равноценный обмен и обе стороны он устраивает
Тут мог бы быть вовлекающий вопрос типа «Оказываете бесплатные услуги?» или «Расскажите случай, когда вас в такой ситуации кинули/случился фейл?» — но давайте вы, если захотите, расскажете что-то о бесплатных услугах в вашей жизни сами 🙂