Если лошадь сдохла — слезь.
Этому учит нас известная притча, эта фраза стала крылатой. Но многие люди продолжают искренне любить скакать на дохлой лошади, пинать ее, тащить ее за собой, видя в этом едва ли не свое главное предназначение. То есть человек задолбался, ценой всего преодолевал и «умер» — но в борьбе за правое дело и точно вроде как «не зря» с точки зрения общественности прожил кусок жизни.
Все эти посылы про «ты же не дерево, встань и уйди», «если лошадь сдохла — слезь» — отлично звучат и никак не работают в качестве триггера к изменениям, потому что мы так не привыкли. Это сложнее чем продолжать, это про ответственность, про внимание к истиным потребностям. Как это — не преодолевать, не тащить из последних сил? И это касается чего угодно — что рабочего проекта, что домашнего хозяйства.
Помочь себе что-то изменить помогает простой вопрос: «а может, хватит?» — и честный, внутренний, откровенный, первый пришедший на ум, вероятно очень болезненный на него ответ.
Почему важно задать именно такой вопрос, а не противоположный в формате «а может, еще попробовать?», «может, продолжить еще немного и посмотреть?».
Все очень просто: когда мы спрашиваем себя, не попробовать ли еще раз, не продолжить ли, не проскакать ли на дохлой лошадке еще милю-другую — то наш внутренний «отличник», хороший человек, ответственный взрослый привычно подумает — ну да, я просто еще недостаточно старался, надо еще попробовать по-другому, я мало пытался, я не вложился до конца… В конце меня похвалят, дадут приз, поблагодарят. Понятен ход мыслей?
Когда же мы спрашиваем себя «а может, хватит?» — это реальный вопрос из позиции заботы о себе, разрешения себе, позволения себе сдаться, устать, выйти из игры, отойти в сторону, встать на паузу. И такой вопрос вызывает внутри большое облегчение и радость — потому что он честный и он «взрослый». И эта же взрослая позиция поможет ответить на следующий вопрос: «Если хватит, то что/как дальше?».
И, кстати, есть еще одно развитие логической цепочки из вопроса «а может, хватит?» — если внутренний отклик говорит — «нет! не хватит, я правда хочу продолжать, только…». И дальше важно понять и сфорулировать — о чем это «только». О помощи, об изменении стратегии, о смене чего угодно, о паузе и отдыхе.
- Для кого-то дохлая лошадь лучше, чем никакой. (Как это — нет лошади?!)
- Для кого-то лучше привычная дохлая, чем неизвестная живая (а вдруг там, о ужас, вообще не лошадь! Это ж придется снова с нуля — учиться, разбираться!)
- Для кого-то дохлая лошадь — стабильное и понятное повторение паттерна поведения и жизни старших поколений — мы же видели, как деды и прадеды тащили своих лошадей — и ничего, достойные же люди были! Будем так же (не принимая в учет то, что и вокруг совсем другое время и мы — совсем другие люди)
- Для кого-то дохлая лошадь — отличное приложение своей жертвенности и стремления служить какому-то привычному идеалу (у каждого должна быть своя лошадь!)
Все эти посылы про «ты же не дерево, встань и уйди», «если лошадь сдохла — слезь» — отлично звучат и никак не работают в качестве триггера к изменениям, потому что мы так не привыкли. Это сложнее чем продолжать, это про ответственность, про внимание к истиным потребностям. Как это — не преодолевать, не тащить из последних сил? И это касается чего угодно — что рабочего проекта, что домашнего хозяйства.
Помочь себе что-то изменить помогает простой вопрос: «а может, хватит?» — и честный, внутренний, откровенный, первый пришедший на ум, вероятно очень болезненный на него ответ.
Почему важно задать именно такой вопрос, а не противоположный в формате «а может, еще попробовать?», «может, продолжить еще немного и посмотреть?».
Все очень просто: когда мы спрашиваем себя, не попробовать ли еще раз, не продолжить ли, не проскакать ли на дохлой лошадке еще милю-другую — то наш внутренний «отличник», хороший человек, ответственный взрослый привычно подумает — ну да, я просто еще недостаточно старался, надо еще попробовать по-другому, я мало пытался, я не вложился до конца… В конце меня похвалят, дадут приз, поблагодарят. Понятен ход мыслей?
Когда же мы спрашиваем себя «а может, хватит?» — это реальный вопрос из позиции заботы о себе, разрешения себе, позволения себе сдаться, устать, выйти из игры, отойти в сторону, встать на паузу. И такой вопрос вызывает внутри большое облегчение и радость — потому что он честный и он «взрослый». И эта же взрослая позиция поможет ответить на следующий вопрос: «Если хватит, то что/как дальше?».
И, кстати, есть еще одно развитие логической цепочки из вопроса «а может, хватит?» — если внутренний отклик говорит — «нет! не хватит, я правда хочу продолжать, только…». И дальше важно понять и сфорулировать — о чем это «только». О помощи, об изменении стратегии, о смене чего угодно, о паузе и отдыхе.
То есть очень важно то, как мы задаем вопрос — из привычной позиции обязательств (где нет выбора) или из позиции разрешения себе сделать непопулярный, не социально одобряемый выбор (но выбор есть!).
У каждого есть что-то, что мы мужественно тащим — иногда годами, иногда принципиально портя себе качество жизни.
Возьмите чашку чая, сядьте где-то, где вы будете смотреть не в стену, а на небо, на лес или на воду и честно себя спросите: «Может, хватит?». И послушайте внутренний ответ.
Предпринимательство — это про психологию. Никакие инструментальные курсы и обучения не дадут серьезного эффекта, роста на дистанции и успеха в бизнесе, если внутри у человека бардак. Как бы вы ни старались и какой бы подорожник в виде громких дипломов не прикладывали.
Возьмите чашку чая, сядьте где-то, где вы будете смотреть не в стену, а на небо, на лес или на воду и честно себя спросите: «Может, хватит?». И послушайте внутренний ответ.
Предпринимательство — это про психологию. Никакие инструментальные курсы и обучения не дадут серьезного эффекта, роста на дистанции и успеха в бизнесе, если внутри у человека бардак. Как бы вы ни старались и какой бы подорожник в виде громких дипломов не прикладывали.