Страх делегировать — это топ-3 всех обсуждаемых вопросов на старте бизнеса (и не только на старте).
Это прям больно, если никто не может сделать лучше вас. Но хорошая новость в том, что я тоже так думала.
Первые годы развития «Ивентологии» я сама отвечала на все письма, на телефон 8−800. Я знала всех спикеров всех конференций, и совершенно серьезно говорила о том, что так будет всегда. А потом встал вопрос масштабирования и роста — и я поняла, что или всё сама, или идти дальше. И я пошла дальше. Сейчас делегирование для меня — удовольствие и супер-сила, и я продолжаю прокачивать этот навык.
Давайте так. Вам кажется, что никто лучше вас не может/не поймет/не сделает — и дальше вы не готовы даже думать, потому что срочно бежите работать, ведь пожары сами себя не потушат.
Но если все-таки остановиться и подумать, то выясняется, что:
Меняйте угол зрения.
Никто в вашем окружении не может сделать лучше вас? Расширяйте окружение, снимайте корону, ищите тех, кого еще не знаете. Они наверняка умеют все, что вам надо, плюс имеют еще ряд офигенных компетенций, о которых вы и не мечтали. Эти люди нужны вашему бизнесу — а не ваше судорожное метание по кругу в тщетной попытке успеть все, не выгореть и не сдохнуть «Ценой всего» нынче уже не модно и не обязательно, поверьте мне, я всё сначала протестировала на себе.
Это прям больно, если никто не может сделать лучше вас. Но хорошая новость в том, что я тоже так думала.
Первые годы развития «Ивентологии» я сама отвечала на все письма, на телефон 8−800. Я знала всех спикеров всех конференций, и совершенно серьезно говорила о том, что так будет всегда. А потом встал вопрос масштабирования и роста — и я поняла, что или всё сама, или идти дальше. И я пошла дальше. Сейчас делегирование для меня — удовольствие и супер-сила, и я продолжаю прокачивать этот навык.
Давайте так. Вам кажется, что никто лучше вас не может/не поймет/не сделает — и дальше вы не готовы даже думать, потому что срочно бежите работать, ведь пожары сами себя не потушат.
Но если все-таки остановиться и подумать, то выясняется, что:
- Вы не искали тех, кто мог бы делать лучше (и сильно лучше). Просто вы почему-то так решили (или вам кто-то сказал), это проросло в вас, пустило корни и этими корнями ваш юный (или не очень) проект душит.
- Ваша выборка тех, кого вы рассматриваете на позиции в команду, слишком мала — при этом вам кажется, что весь остальной мир такой же и вы опускаете руки и идете чистить свои авгиевы конюшенки (маленькие, потому что растить их вам некогда) самостоятельно.
- У вас нет и не будет ресурса на развитие, рост, стратегии, квантовые скачки и тестирование гипотез — потому что вы по макушку оказываетесь в микро-менеджменте и рутинных процессах, вылезти из которых вам не удастся, потому что некогда (замкнутый круг, не находите? но кому-то в нем ОК).
- То, что все, как мантру, повторяют это «никто не сможет лучше меня» сбивает вас с толку. Да смогут! А это все идет просто от страха и незнания. Согласитесь, что если все вокруг начнут говорить, как круто и просто можно делегировать — вам тоже это перестанет казаться невозможным, страшным и недостижимым.
Меняйте угол зрения.
Никто в вашем окружении не может сделать лучше вас? Расширяйте окружение, снимайте корону, ищите тех, кого еще не знаете. Они наверняка умеют все, что вам надо, плюс имеют еще ряд офигенных компетенций, о которых вы и не мечтали. Эти люди нужны вашему бизнесу — а не ваше судорожное метание по кругу в тщетной попытке успеть все, не выгореть и не сдохнуть «Ценой всего» нынче уже не модно и не обязательно, поверьте мне, я всё сначала протестировала на себе.
И наше развитие, и развитие нашего бизнеса, если мы говорим о бизнесе, возможно, только если мы нашли в себе силы и признание — мы не всемогущи, мы отлично умеем делать только ограниченное количество вещей. Да, вероятно, лучше многих, лучше практически всех — но ограниченное. Без шанса достичь таких же головокружительных успехов во всем, чем нужно для кратного роста, развития и масштабирования. Откуда вообще в людях с синдромом самозванца (так или иначе его признают у себя 93% людей) столько самоуверенности в собственной незаменимости?
Многое другое мы также делаем, и, может, даже неплохо — но точно не лучше всех. Получается, что мы тратим на такие задачи драгоценное время от стратегии и того, что РЕАЛЬНО некому или нельзя делегировать. Причем я говорю, конечно, про бизнес, но также это все легко экстраполируется на повседневную жизнь — в ней я тоже множество задач делегирую и мне очень нравится.
Делегировать можно (и нужно):
- То, в чем мы объективно не сильны (я вот писала когда-то, как старательно делала лендинг на конструкторе для клиента, не отличаясь ни любовью к таким задачам, ни навыками — и было больно и бессмысленно)
- То, что бесит (на борьбу с собой и задачей тратится какое-то неприличное количество внутренних ресурсов)
- То, что мы можем отлично, но точно знаем, что это сможет и другой (я могу возить сама своих детей в школу и забирать из школы, тратя на это примерно 3 часа в день. Но зачем, если я понимаю, что мои 3 часа стоят на порядок дороже, чем я заплачу автоняне?)
- То, что жрет много ресурсов (любых) и приносит мало результата (не потому, что этот результат неважен, а потому что просто его и должно быть немного)
Путь решения задачи прост:
- Найти сильных (очень реальная задача, я делала так десятки раз)
- Отдать им все, что можно (через базу знаний или другими способами)
- Проконтролировать
- Откорректировать
- Испытать кайф, когда что-то сделано круто, здорово, реально отлично — и сделали это не вы
- Повторить действие необходимое количество раз
- Заняться другими, более глобальными, важными, стратегическими делами
Что еще интересно про делегирование?