Многим из нас свойственно обесценивать любые свои достижения, в том числе бизнес-достижения, — такой культурный код, ментальность, воспитание, наследие поколений. Хвастаться, гордиться, озвучивать, присваивать победу — некрасиво, недостойно, лишнее. Надо просто на радостях больше, еще больше трудиться.
А тем временем, осознание и присваивание победы, важного шага, бизнес-достижения, подъема еще на ступеньку — важная составляющая успеха и роста на дистанции. Если мы не понимаем, что мы сделали — у нас не может быть столько же драйва, кайфа, энтузиазма и задора двигаться дальше, как если мы осознаем, присвоим и здорово отпразднуем. Причем это не про то, чтобы наутро голова болела, а про награду себе — у кого-то это спа, отпуск, шопинг, у вас может быть что-то уникальное свое. И важно: подарок должен быть эквивалентен победе. Например, за Суровый питерский SMM-2019 я подарила себе роскошный all inclusive на Мальдивах. Было бы странно за труднейшую конференцию на почти 3000 человек подарить себе книжку, даже самую интересную. И это все снова про осознанность — мы понимаем, чего нам стоила эта победа, мы не отказываем себе в аплодисментах и признании. Если окружение по каким-то причинам не готово восторгаться нашими свершениями — у нас всегда есть (должно быть!) поддерживающее окружениеи мы сами. И именно поэтому признание нами своих побед так важно.
Когда приходит осознание, что это именно мы, благодаря своим усилиям, навыкам, знаниям, настойчивости, целеустремленности, сфокусированности и много чему еще достигли, получили, смогли, осуществили — мы становимся сильнее, наполненнее, мощнее. Сильные мы быстрее и продуктивнее движемся дальше, нам легче даются новые препятствия, мы вырастаем благодаря каждой осознанной и замеченной победе.
Важно не сливаться в бесконечный процесс, а фиксироваться на результате, присваивать любой хороший, даже промежуточный, оцифровывать (к примеру, в 2020 году, несмотря на пандемию и полное выключение основной до коронавируса нашей статьи доходов — офлайн-конференций — мы просели всего на 7%. Ну как этим не гордиться? Невозможно. И я очень горжусь, не молчу — и это правильно и нормально).
Что дает нам присваивание побед и достижений?
Это мотивация для команды и руководителя. Если мы долго-долго идем по пустыне и не видим оазис — в какой-то момент мы можем лечь и сказать «Я больше не могу». Крайне мало людей, которые будут продолжать бесконечно идти на морально-волевых. Каждому нужны праздники, радости и награды, даже самому самодостаточному и просветленному. Мы сами себе эти праздники создаем и назначаем. Например, мы вывозим команду подводить итоги года — и это наша общая награда за год работы. На 2021 у меня есть прямо план, как я хочу это сделать (по-новому, круче намного. Надеюсь, получится). Или лично я имею целый ритуал награждения себя за какие-то сложные или долгие процессы, типа сдачи рукописи в издательство. Подумайте и вы, за что и как вы можете наградить себя и команду.
Повод праздновать. Праздновать вообще — это очень кайфово, это искренне и приятно, это для радости. Больше праздников!
Команда видит подтверждённые и признанные результаты и работает лучше, включеннее, азартнее. Все понимают, что работают не бесконечную историю, не крутятся в колесе, теряя ощущение времени и смысл действий — а делают дело, у которого есть промежуточные и финальные результаты, что эти результаты признаны, увидены, оценены и не проигнорированы. Тут хорошим дополнением будет вчерашний пост «про хвалить и благодарить».
Сформулированные и присвоенные, оцифрованные победы и результаты мы можем очень круто продавать: клиентам, команде, себе, новым сотрудникам. Это не что-то эфемерное, невнятное и непонятное — а осмысленный результат работы, которой вы гордитесь по праву.
Не обесценивать, не проходить мимо, не сливать бизнес-достижения, гордиться, присваивать, радоваться — сложно. Но важно этому научиться — самостоятельно ли, или с помощью помогающих практиков — решать вам.